20.11.2016
Волгоград и Хиросима снова встретились на телеконференции
20 ноября 2016 года для молодежи Волгограда в очередной раз распахнулось интернет-окно в Японию. Седьмая по счёту телеконференция, прошедшая после длительного перерыва, была посвящена системам образования в России и Японии.
Местом проведения стал актовый зал МОУ гимназия №5 Ворошиловского района. Это учебное заведение активно участвовало в организации Международной молодёжной конференции за мирное будущее в Волгограде в августе 2016 года, и его директор М.А. Железнякова с радостью согласилась помочь участникам форума вновь увидеть своих друзей из Страны восходящего солнца. Организационную поддержку оказали управление зарубежных и региональных связей администрации Волгограда и Общество дружбы «Волгоград-Хиросима» .
Отличия государственных школ от частных, любимые предметы, угроза экзаменов, а также перспектива трудоустройства – вот что интересовало студентов и школьников с обеих сторон. Вопросов оказалось так много, что от привычного формата с презентациями, длящимися несколько минут, было решено отказаться: диалог стал быстрее и динамичнее, а желающих рассказать что-нибудь в камеру или поделиться своим мнением получилось больше.
Члены Общества дружбы кратко обрисовали ситуацию с переходом от начальной школы в среднюю и так далее, объяснили отличия российских школ от российских же гимназий и лицеев. Учащиеся МОУ гимназия №14 Краснооктябрьского района рассказали о предметах, обязательных для изучения в российских школах, и продемонстрировали в веб-камеру учебники геометрии и физики, убористые строки формул в которых вызвали у собеседников восторженный ужас. «Хозяева» встречи из МОУ гимназия №5 объяснили принципы ЕГЭ и ГИА и перечислили, какие предметы планируют сдать сами. Старшеклассницы МОУ гимназия №3 Центрального района похвастались активной внеклассной работой в российских школах: оказывается, спортивные и творческие фестивали одинаково популярны и любимы в обеих странах.
Не осталась без внимания и тема трудоустройства. Интересно, что у японских школьников подрабатывать не принято: это запрещено законом, да и в университете совмещать работу и учёбу из-за больших нагрузок удаётся не всем. Видимо, поэтому японские работодатели при выборе новых сотрудников делают больший упор на качество образования и личную мотивацию, чем на опыт.
Всеобщее сочувствие вызвала тема экзаменов и вступительных испытаний в Японии. Образование там состоит из 6 лет начальной школы, 3 лет средней, 3 – старшей и минимум 4 лет обучения в университете, причем переход на каждую их двух последних ступеней требует немалых усилий. («Нужно написать эссе, пройти собеседование и сдать базовые предметы – японский, математика, история Японии и химия, там, биология и прочее», – невинно перечислили японские собеседники). Попасть в хорошую старшую школу очень важно, ведь уровень и качество преподавания могут значительно разниться от одного учреждения к другому, поэтому к переходу все относятся очень серьезно: экзамены в Японии считаются одними из самых сложных в мире и к тому же являются платными.
Обе стороны с большим энтузиазмом отнеслись к предложению продолжить проведение телеконференций на регулярной основе.