Статьи           


78 лет после Сталинградской битвы – как строился новый город

02.02.2021

78 лет после Сталинградской битвы – как строился новый город

2 февраля 2021 года исполняется 78 лет со дня разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве – одном из величайших сражений в истории человечества. После 200 дней и ночей ожесточенных боев советские солдаты закончили битву победой и пленением генералитета вражеской армии во главе с фельдмаршалом Паулюсом. За ратным подвигом последовал подвиг трудовой.


М.П.Меньшиков в книге «Сталинградская битва» 1953 года приводил следующие цифры:
«В городе было сожжено, взорвано и разрушено 80% всего жилого фонда; в центральной части города из 1800 изданий уцелело 18 домов. […] Выведены полностью из строя городское хозяйство – трамвай, водопровод, электросеть, канализация, телефон, устройство и оборудование железнодорожного и водного транспорта… Разрушено более 100 предприятий и среди них заводы-гиганты: тракторный, металлургический. Были уничтожены все зелёные насаждения как в городе, так и вокруг него».
 
Город предстояло воссоздать, по существу, заново.
Академия архитектуры Союза ССР уже в 1943-44 годах разработала генеральный план новой планировки, исправив в нем недостатки старой и улучшив структура города.
 
Так, самая красивая часть Сталинграда – берег реки Волги – ранее была заняты устройствами железнодорожных станций и путей, складами и пристанями Речного порта, промышленными предприятиями, нефтебазами, шлакоотвалами крупных заводов…
 
Проектом было намечено освободить береговую полосу, вынести нефтебазы ниже по течению реки вне основных жилых районов, благоустроить набережные, разместить на них городские парки, стадионы, водные базы, пляжи и купальни.
 
Старая планировка города сохраняла сетку улиц, сложившуюся до 1820 года. В результате в наиболее древней части Царицына механически слились 2 планировочных принципа (радиально кольцевой и регулярный), а сетка улиц была очень запутана. В черте города не было прямых магистралей, а чтобы проехать на север, нужно было сделать большой крюк.
 
Новый планировочный костяк составили две продольные магистрали. В каждом городском районе между ними были проложены поперечные улицы.
 
Главный архитектор Сталинграда В.Н.Симбирцев в лекции для градостроителей с гордостью отмечал, что ещё в 1949 году восстановленная и реконструированная промышленность города перешагнула довоенный уровень, а к 1955 году жилой фонд города составил свыше 125% довоенного. 
 
«Мы не сомневаемся, что намеченное будет осуществлено, - подчеркивал он в заключение. - И нам нужно только одно – это мир во всём мире! Поэтому мы, советские люди – страстные принципиальные борцы за мир за дружбу между народами!»
 
Этих принципов Сталинград-Волгоград придерживается и поныне.

------
Благодарим за материалы ГКУ ВО «Государственный архив Волгоградской области».



< назад

Все статьи ...